Реальные трагедии виртуальных игр

Вы смогли бы жить в квартире, населенной уродливыми и злыми монстрами, которые охотятся за беззащитными людьми? Конечно, нет. А маленький пациент врача-психотерапевта Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера Ольги Гладкевич - живет.

На прием его привела мама, которой из-за сына пришлось оставить работу: мальчик всего боится. В свои восемь лет без мамы не ложится спать, ни на минуту не остается один в квартире. На уроках невнимателен, часто проявляет агрессивность по отношению к сверстникам.

В диалоге с врачом ребенок открылся и честно рассказал, что боится чудовищ. Они живут повсюду, но прячутся, когда в доме есть кто-то из взрослых. Поэтому его любимая игра - компьютерная "стрелялка", в которой надо убивать монстров. Он каждый день часами сидит перед монитором, безжалостно расправляясь с ненавистными уродами.

- Но вот ты уничтожил их всех, - попробовала понять чувства ребенка специалист. - Что происходит тогда?

Дитя искренне обрисовало безнадежность своей ситуации:

- Тогда появляются новые монстры, еще страшнее...

Несколько лет назад Всемирная организация здравоохранения зарегистрировала новое психиатрическое заболевание - людомания ("людос" по-латыни "игра"), игромания или зависимость от игр. Сейчас этот вид зависимости лечат так же, как алкоголизм или наркоманию. Хотя в Беларуси специализированные "клиники азарта" пока не открыты, думать о том, что нашу страну зараза обошла стороной, слишком самонадеянно. Недавно, например, Ольге Гладкевич позвонила расстроенная мама взрослого сына-студента: молодой человек играл в Lineage 17 часов подряд. У него нет друзей, нет и никогда не было девушки, отчет о преддипломной практике и дипломную работу за него сейчас пишет мама.

Международная сетевая игра, которую геймеры ласково именуют "Линеич", отнимает все его время. Из-за дверей запертой комнаты порой доносится смех, порой - плач. Там, в Сети, у него настоящая, полная ярких побед и драматических событий жизнь. В реальный мир он выходит лишь для того, чтобы взять еду или выпросить у матери денег на Интернет.

Клинические случаи игровой зависимости часто попадают в сводки трагических новостей. В середине марта весь мир облетело известие о кровавой драме в немецком городке Винненден: 17-летний подросток расстрелял 15 человек. Телерепортажи подробно рассказали, что Тим Кретчмер взял оружие и боеприпасы у отца, что причин ненавидеть весь мир у него не было и что целился он своим жертвам в головы. Некоторые телеканалы показали фрагменты установленной на его компьютере игры: бесконечные коридоры, из закоулков выскакивают враги в масках, их надо убивать. Если попадаешь в голову, следует кровавый взрыв, красные капли забрызгивают экран. Он видел это месяцами, по несколько часов в день. Как специалист, Ольга Гладкевич удивляется не случившемуся, а тому, что парень довольно долго держался в общепринятых рамках.

Телевизор и компьютер настолько вошли в наш быт, что в понимании большинства родителей стали неизбежным злом, говорит Ольга Гладкевич. Игровыми зависимостями обычно страдают мальчики, от 7 лет и до весьма "преклонного" возраста. Девочки тоже играют, но, как правило, у них менее агрессивные игрушки. Одна из пациенток врача играла в "Симпсонов": герои этой игры знакомятся, сходятся, женятся, ходят по магазинам и делают множество покупок. Потом у них рождаются дети, которые знакомятся, сходятся, женятся и тоже ходят по магазинам, делая множество покупок. И так до бесконечности...

- Суть проблемы в том, что в любые зависимости - а компьютерная самая доступная и до недавнего времени одобрялась обществом - попадают люди, испытывающие психологический дискомфорт, напряжение, неудовлетворенность. Стремясь изменить это состояние, они могут пробовать спиртное или наркотики, уходить в виртуальный мир. И при этом не замечают, что существуют иные пути к душевному комфорту.

Вся надежда на кота и корову

Чтобы удержать своего ребенка от игровой зависимости, родителям надо быть очень сильными.

Порой в прямом смысле этого слова. Один юноша из Минска просидел за компьютером то ли 12, то ли 14 часов. Когда его отец, исчерпав другие аргументы, выдернул из розетки вилку, никогда прежде не грубивший родителям парень набросился на него с кулаками. Он вел себя, как человек с нарушенным сознанием, не понимая, что делает, поэтому вскоре попал на прием в психоневрологический диспансер.

- Его родители быстро поняли, как бороться с зависимостью, - рассказывает Ольга Гладкевич. - После того как мы немного подлечили сына, мама устроила его подрабатывать грузчиком в типографию. Четыре часа физического труда в день изменили сознание молодого человека до неузнаваемости.

Несчастному восьмилетнему охотнику на монстров можно посочувствовать: нынешние родители и бабушки в годы их детства даже представить не могли такого обилия и разнообразия "нечисти", которая окружает теперешних детей. Печально, что это стало привычкой, банальной частью детского мира. Зато, наверное, 90 процентов взрослых с теплотой вспомнят, как на лето уезжали в деревню к бабушкам. Они кормили кур и поросят, гладили теплые уши кроликов и вдыхали неповторимый запах молока и сена. Простые вещи, закладывающие здоровое основание психики, исчезли из жизни большинства детей.

- Если бы наши дети жили в деревне, ходили в школу за три километра, кололи дрова и носили воду, а летом купались и гоняли в ночное лошадей, они стали бы намного здоровее и счастливее, - убеждена Ольга Гладкевич.

В городе тоже можно жить иначе: бегать по утрам и заниматься в спортивной секции, ходить в туристические походы и слушать хорошую музыку. В зависимость попадает человек, не испытывающий радости. А ребенок, впрочем, как и взрослый, бывает счастлив от "ерунды". От маминого чтения вслух и лыжных прогулок с отцом, рыбалки с дедом и поджаренных на костре шашлыков, успешного преодоления трудностей и откровенного, на равных разговора со старшими. Мудрость родителей в том, чтобы научить ребенка получать удовольствие от этих мелочей.

А при чем тут возраст?

В мире предпринимаются меры по ограничению пагубного влияния компьютерных игр на молодежь.

В Великобритании, например, официально запретили к продаже игру Manhunt-2 по причине ее экстремальной жестокости. Главный герой этой игры - преступник, который участвует в реалити-шоу по типу "Бегущего человека", убивая соперников различными изощренными способами. Кстати, поисковики выдают белорусские адреса, где эту жестокую игру можно запросто приобрести.

В минском Музее Великой Отечественной войны в конце прошлого года состоялась презентация первой патриотической компьютерной игры белорусской компании "Гейм Стрим" - "Операция Багратион". Продукт реконструирует реальные события 1944 года: в сражениях принимают участие до тысячи боевых единиц, события разворачиваются на масштабных картах советской Белоруссии и восточной Польши. К сожалению, качественная продукция для геймеров появляется в единичных экземплярах, которые пока тонут в кровавом море низкопробного ширпотреба.

В Соединенных Штатах создан совет по рейтингам игрового программного обеспечения, задача которого - классифицировать игры по возрастной шкале. На лицензионной игровой продукции всегда указаны возрастные ограничения для игроков. Известная общественная организация, проанализировав отзывы на интернет-форумах и в прессе, составила десятку самых жестоких компьютерных игр: World Of Warcraft, Grand Theft Auto-4, Manhunt-1-2, Postal-1-2, DOOM-3, серия Mortal Kombat, Lineage-2, Resident Evil-4, Condemned, Clive Barker’s Jericho.

Ознакомившись с этим перечнем, я подошла к полке с дисками в собственной квартире и... обнаружила на ней восемь из десяти названных игр. Оказывается, мой 15-летний сын в них уже играл. К моему счастью, ни на одной не застрял дольше, чем на неделю, а, пройдя все уровни, поставил диски на полку. Лично его больше привлекают стратегии.

Говорил ли подростку хоть один продавец о возрастных ограничениях для геймеров?

- Они что, должны разориться? - встал на сторону продавцов подросток. - Большинство игр рассчитаны именно на школьников. К тому же, если я не смогу купить диск на рынке, скачаю игру у друга или его старшего брата. И вообще, настоящее зло не на дисках, а в сетевых играх. Фокус в том, что они никогда не кончаются, но на каждом новом уровне увеличивается количество и мощь врагов.

- Следите за качеством и количеством потребляемой вашим ребенком интеллектуальной продукции, - советует Ольга Гладкевич. - Если вы выбираете "правильные", развивающие игры, не теряете контакта с ребенком и учите его видеть красоту повседневной жизни, он сам не променяет этот мир на виртуальные радости.



Источник: http://www.polemics.ru/articles/?articleID=13326&hideText=0&itemPage=1
Категория: Публикации для школьников | Добавил: Admin (25.03.2009) | Автор: Кротов Артем E W
Просмотров: 724 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]