Переходный возраст: особенности контакта с подростками

Как и когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опе­ке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют само­стоятельности и независимости.
Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переход­ным», «кризисным». Он действительно резко отличается от про­чих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассмат­ривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлече­ния подростков. И поэтому хочется поговорить с вами, уважаемые родители о психологических осо­бенностях этого возраста и о том, как на эти особенности мож­но опираться при построении контакта с подростками.
Подростковый возраст — это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Различны также темпы физического и психического развития. Один мальчик в 14-15 лет выглядит уже почти взрослым, другой только-только еще начинает расставаться с детством. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, в уровне самостоятельности детей, причем различия не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других — еще совершенно ребен­ком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Социальное взросление по времени отличается от физического. Физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения за последние годы существенно удлинились. Современная молодежь учится значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и трудовая деятельность.

Подростковый возраст — это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот подросток, как ужеотмечалось, стремится быть и считаться
взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе.

Категория: Общество | Добавил: Admin (26.04.2012) | Автор: Admin E W
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]