Система работы школы №516 по формированию эстетического и художественного вкуса учащихся

Школа №516 уже много лет работает над важной проблемой - проблемой развития личности каждого ученика. Говоря о системе в целом, следует отметить, что наряду с военно-патриотическим, нравственным, духовным, физическим и трудовым воспитанием, педагогический коллектив школы успешно занимается эстетическим воспитанием, помня о том, что каждый ребенок это личность, которая требует внимательного к ней отношения. Каждый ученик, начиная с 1-го класса, имеет возможность развивать свои способности как в кружках дополнительного образования - хоровом, инструментальном, танцевальном, театральном, спортивном и т.п., так и в общественной жизни класса. Большая роль в воспитании личности, ложится на классного руководителя, который проходит с детьми все ступени их развития. Администрацией школы ставятся задачи в повышении низкого и невзыскательного художественного вкуса школьников,
с которым они приходят в школу. Эстетические потребности удовлетворяются главным образом через зрение и слух, через восприятие красоты природы, ее естественных шумов и звуков. В произведениях искусства - через восприятие и переживания художественного образа, выраженного в красках и линиях, в пропорциях формы, в гармониях и тембрах звуков. Посещая галерею Шилова, учащиеся знакомятся с портретной живописью, знакомятся с мастерством художника, изображающего портреты наших современников разных слоев общества. Слушая симфоническую музыку через музыкальные произведения композиторов Чайковского, Шумана они не только постигают музыкальное изображение картин природы и времен года, но и знакомятся с изображением в музыке различных характеров, животных и птиц. Учитывая широкий спекр воздействия на развитие художественного и эстетического вкуса учащихся, мы взяли на вооружение такую важную и нужную форму работы со школьниками, как бесплатные посещения театров, музеев, концертных залов.
Что значит бесплатные посещения? Есть приказ №516 Мэрии г. Москвы, с которым знакомы многие школы, о выделении бесплатных билетов для посещения школьниками московских театров,
Зная контингент нашей школы: это 25 учащихся из многодетных семей, 92 ученика из социально-незащищенных семей и 97 учеников, которые приехали к нам в Москву- это половина всех учащихся школы, мы поняли, что родители не смогут дать детям полноценного воспитания - ни эстетического, ни художественного – ( по причине как материального, так и семейного положения). Наша задача - помочь детям познакомиться с историческими и культурными ценностями, накопленными человечеством на протяжении многих веков.
Мы разработали специально для нашей школы следующую программу:
1. Знакомство с театрами г. Москвы.
2. Посещение театров ведущих режиссеров ( П.Фоменко, Л.Дурова, А.Джигарханяна , Г.Волчек и др.)
3. Прослушивание выдающихся русских и зарубежных опер на сценах на сценах Большого театра, Музыкального им.Станиславского, Геликон-оперы, Детских музыкальных театров Н.Сац и Г.Чихачева.
4. Посещение концертов симфонической музыки, знакомство с выдающимися исполнителями и дирижерами.
5. Знакомство с экспозициями художественных галерей, музеев и проведение загородных экскурсий на школьных автобусах.
Только за последнюю декаду декабря 2007 года запланированы и уже проведены следующие театры и музеи для наших школьников:
20 декабря – Музей А.С.Пушкина на Кропоткинской – 5 класс
20 декабря – ММДМ – концерт Симфонического оркестра России – дирижер Лазарев -3,7-е классы
20 декабря – Театр им. Симонова – «Смеяться право не грешно» по Чехову-9-е классы
22-е – Театр Джигарханяна - «Красная шапочка» - 6 класс
26 декабря – Театр «Модерн» - «Дядюшкин сон» - 11-е классы
27 декабря - Театр Чихачева – Новогоднее представление- 3-4 классы
28 декабря – Театр Джигахарняна «Фигаро» -9-11 классы
29 декабря - ММДМ – новогодний концерт по произведения русских композиторов 3-7 классы.
Следует добавить, что в период зимних каникул учащиеся пользуются еще и бесплатным проездом на городском транспорте.
Только за первое полугодие 2007-08 учебного года наши школьники смогли бесплатно посмотреть:
Спектакль в «Уголке Дурова» - 300 учащихся .
Еще 66 учеников познакомились с музеем Уголка Дурова и мышиной железной дорогой.
Спектакли в театре Пушкина посмотрели 90 учащихся.
В музыкальном театре им. Станиславского побывало свыше 100 учеников.
В музыкальных театрах им. Н.Сац и Г.Чихачева – свыше90 человек.
В музее А.Пушкина побывало 120 учеников.
В Бородинской панораме, музее Шилова также побывало свыше 100 учащихся.
Среди всего выше названного, школьники с огромным удовольствием, как начальная школа, так и старшие классы посещают Московский Международный Дом музыки, где проводятся великолепные симфонические, органные и филармонические концерты.
Большое значение придается изучению родного края, истории, архитектуре Москвы и Подмосковья.
Наши школьники только за прошлый год посетили Бело-Песоцкий монастырь в Ступино, Давидова Пустынь в Чеховском районе, г.Талеж -Святой источник, Лавру в Сергиевом Пассаде, города "Золотого кольца" - Суздаль, Владимир, Ростов Великий, города Тулу и Калугу.
После посещения театров, музеев, концертов в Доме музыки или экскурсий, обязательно проводятся обсуждения в классах и написание отзывов о проведенном мероприятии, вывешиваются в классных уголках фотоматериалы. Посещая тот или иной театр, музей дети знакомятся с архитектурой здания, его историей. Встреча с артистами, дирижерами, ансамблями помогают развивать художественный вкус у учащихся, помогают им развивать свой интеллектуальный потенциал. Как тут не вспомнить проницательные слова замечательного русского социолога Питирима Сорокина, написавшего в одной из своих работ, что "судьба любого общества зависит прежде всего от свойств его людей. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим...И обратно, общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы общежитий" (Сорокин П. Социология.М.,1992.) .
Хочется надеяться, что наши труды принесут весомые плоды в развитии и совершенствовании природы человека. Эстетическому воспитанию в нем принадлежит ведущая роль.

Какие же еще задачи поставленные нами в работе по формированию эстетического и художественного вкуса решаются в детском коллективе при такой насыщенной программе по посещению театральных, концертных и музейных площадок.
а) развитие чувства коллективизма;
б) сплочение детей разных национальностей - толерантные отношения;
в) наглядно применяем навыки техники безопасности в транспорте;
г) привитие навыков поведения школьников в разных социальных средах: это и пешеход, и ученик, и пассажир,и друг, и одноклассник. В театре - зритель, в музее - экскурсант.
д) развитие чувства самостоятельности - без родителей.
е) умение вести себя - этика поведения.
Все это закладывается постепенно и уже к старшим классам ученики выезжают в театры, музеи без родителей, но обязательно с классным руководителем.

Категория: Жизнь школы №516 | Добавил: Admin (12.03.2008) | Автор: Admin E W
Просмотров: 1325 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]