О необходимости экспериментальной работы в школе

Администрация ГОУ средней общеобразовательной школы №516 Юго-Западного окружного управления Департамента образования города Москвы заявляет о намерении участвовать в эксперименте по внедрению правового профильного образования.

Варианты участия:

- Правовое образование как вариант профильного

- Создание системы непрерывного правового образования в школе

- Внедрение правового компонента в содержание образования по все учебным предметам

- Внедрение правового компонента в систему дополнительного образования

- Внедрение правового компонента в систему воспитательной работы

- Массовое развитие социально-правового проектирования как формы реализации проектно-исследовательской деятельности в ОУ

- Изменения в управлении школой, создание модели правового лицея учащихся.

- Разработка различных форм сотрудничества с внешкольными организациями и службами, заинтересованными в формировании высокого уровня правосознания у учащихся школ

Понимая актуальность правового образования в современной России, возникает необходимость создания системы правового обучения и воспитания в школе для обеспечения реализации одной из главных задач модернизации российского образования – формирование у учащихся ключевых компетенции, под которыми понимается комплекс знаний, умений, навыков и ценностей в определенном направлении деятельности. Особое внимание мы уделяем социальной адаптации школьников, формирования у них правосознания и правовой культуры как основы правового поведения личности.

Заметим, что острота ситуации в области правового образования связана с социальными, экономическими, политическими кризисными процессами, когда прежние системные связи разрушены, а необходимые социальные механизмы, отвечающие требованиям общественного развития, не сформированы. В условиях развития нашего общества, когда растет разрыв в уровне жизни людей как внутри, так и между странами, нагнетается международная напряженность, процветают насилие и жестокость, возражать против формирования концепции непрерывного правового образования не приходится.

Общеизвестно, что правовая безграмотность либо несформированность правового сознания у подростков – с одной стороны, отсутствие их нацеленности на формирование творческой личности – с другой, обуславливают агрессивное нарастание правового непослушания. Как следствие – рост правонарушений и уголовных преступлений.

Исследования ученых показали, что среди мотивов правонарушений у московских подростков превалируют – слабый самоконтроль и полное незнание законов, то есть все, что напрямую связано с правовым образованием и воспитанием. “ Современное положение дел можно характеризовать этими же словами. Проблема правовой личности оказалась в кругу проблем, забытых философией сегодня. Одна за другой у нас предлагались и предлагаются понятия “сознательная личность”, “всесторонне развитая”, “нравственно зрелая”, “социально активная”, “демократическая”, “свободная” личность”. На повестке же дня стоит проблема формирования правовой личности, без которой не может быть правового государства: “...борьба за человека, который в полной мере может носить имя правовой личности, приобретает все большую значимость.

В контексте разработки концепции правового образования, воспитания и просвещения особую значимость приобретают методы воспитания продуктивной творческой личности, которая из внутренних побуждений стремится к своему совершенствованию и развитию и сама соблюдает правовые нормы в целях своей же безопасности.

Методологические основы экспериментальной работы

Особенностью программы является приоритетность направлений деятельности в соответствии с концепцией правового образования.

– освоение достижений логико-правового мышления;

– совершенствование школьного законотворчества;

– качественное совершенствование правопослушного поведения;

– совершенствование правоприменительной деятельности;

– формирование ответственности личности как основы его поведения;

– изучение памятников права и правоприменительной практики как основы юридического образования;

– формирование цельной и стройной концепции непрерывного правового образования и др.

Каждый из преподавателей школы заинтересован во внедрении правового компонента во все учебные программы с 1 по 11 класс, что будет являться основой для глубокого и мотивированного правового образования в системе дополнительного образования в школе.

Сложность формирования правосознания заключается прежде всего в том. что опирается на комплексное вариативное мышление, проектное, прогностическое мышление системообразующими компонентами которого являются сложные и комплексные общеучебные умения и навыки:

Добиться овладения данными сложными и комплексными умениями невозможно только на уроках. Существующие педагогические технологии ориентированы большей частью на дополнительную систему образования во внеурочное время. Это и социальное проектирование, создание добровольческих движений, тематических клубов, проведение коллективных социально-полезных дел.

В итоге такой деятельности мы получаем:
- юридически грамотного выпускника школы,

- обладающий правовой культурой и правосознанием,

- имеющий высокий интеллектуальный потенциал,

- способный к оценочному поведению в отношении других,

- и на внутренний самоанализ, самоконтроль и самосовершенствование.

Организация эксперимента

Эксперимент «Совершенствование системы правового образования в общеобразовательной школе» проводится в соответствии с программой «Столичное образование –4»
Нормативно-правовой и организационной основой проведения эксперимента являются:

- Закон г. Москвы «О развитии образования в городе Москве»

- Программа «Столичное образование – 4»

- Рекомендации Российского фонда правовых реформ

В качестве научно-методических и опытно-экспериментальных материалов используются:

- Концепции и стратегия развития правового образования в РФ

- Рекомендации городских и окружных конференций и круглых столов по вопросам развития правового образования и совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

- Учебный план ГОУ СОШ №516 , разработанный на основе московского базисного учебного плана

- Учебно-методические разработки программ элективных курсов по правовому профильному обучению и программ развивающего обучения для Классов юного юриста

- Обязательный минимум содержания начального общего образования и требования к уровню подготовки выпускников школ

В ходе эксперимента особое внимание будет уделено повышению уровня методологической, психологической, юридической и педагогической компетентности учителей и администрации школы по вопросам правового обучения и воспитания.

Имеющийся задел

Коллектив авторов предлагаемого эксперимента разработал модель профильного правового образования в общеобразовательной школе, ознакомился с фундаментальными исследованиями в области школьного правового образования, в школе действует НОУ, ориентированное на социально-правовые исследования, профильные правовые классы, подготовлены материалы по системе работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по теме правового воспитания провели два семинара на уровне района и округа. Положительным стал факт поступления в юридические ВУЗы города Москвы 75 выпускников за последние 5 лет.

Категория: Жизнь школы №516 | Добавил: Admin (15.05.2007) | Автор: Admin E W
Просмотров: 2166 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]