Осенью прошлого года
в выставочном зале «На Каширке» с успехом прошла первая персональная
монографическая выставка художника , посвященная его светлой памяти (1932-2005).
Тогда основной задачей было дать целостное представление о творчестве мастера -
в двух больших залах были показаны живопись, живописный портрет в том числе, и
графика во всем их техническом и жанровом разнообразии.
Тема настоящей, первой
тематической выставки выбрана не случайно - за окном весна, а женские и детские
образы так гармоничны с порой роста и цветения, началом нового цикла
возрождения жизни. И что еще более важно, в портретном творчестве мастера
женский и детский портрет явно доминирует, и это также представляется не
случайным. Сколь не были бы хороши мужские образы, выполненные с большим
мастерством, вниманием и любовью к человеку, но очевидно, что нежной душе
художника более созвучны именно женские и детские образы. Здесь он
демонстрирует исключительную способность не просто в высшей степени достоверно
передать портретные черты каждого, но главное, проникнуть в сокровенный мир
своих моделей и открыть его нам - с их душевным строем и непосредственным
настроением, перемены которого столь мимолетны как в жизни.
Экспозиция
свидетельствует, что эти способности художника проявились особенно ярко именно
в графике, которой более чем живописи, доступно запечатление мгновенных,
переменчивых состояний человека, а ее доверительная исповедальность оказалась
ближе всего натуре художника, чья творческая жизнь проходила по своим тропинкам,
весьма в стороне от магистральных дорог современного ему искусства.
Мы стремились, чтобы
галерея женских и детских образов, представленных в небольшом зале, была как
можно более разнообразна и по технике исполнения (карандаш, соус, тушь, сепия,
пастель) и по степени завершенности, и по внутреннему состоянию, по ситуации, в
которых художник запечатлел свою модель. Перед зрителем проходят образы
бытовые, лирические, разные из такого недалекого, но навсегда ушедшего прошлого
страны наших родителей, дедушек и бабушек, страны, которой уже нет...
При первом же взгляде на работы становится
ясно, что их автор - яркий представитель реалистической школы в отечественном
искусстве, приверженность которой он проявил задолго до получения
профессионального образования - в 1940-е - 1960-е годы. В этом же направлении
Лев Бурлуцкий развивался и в годы учебы - в 1973 г. он окончил Московское высшее художественно-промышленное училище, бывшее
Строгановское (ныне Московский Гос. художественно-промышленный университет им.
С.Г. Строганова) и в последующие периоды творчества. Творческая биография
художника отразила во многом биографию жизненную - в целом сложную, порой
затейливую, порой драматичную, но всегда освещенную светом искусства, которому
одинокий в личной жизни художник был предан действительно беззаветно. Рожденный
в Пензе, детские и юношеские годы он прожил с семьей в Азербайджане, в начале
1950-х годов служил в Черноморском флоте, откуда был командирован для участия в
восстановлении панорамы
Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя». Здесь ему посчастливилось пройти
первоклассную живописную школу классиков русского и советского искусства П.П.
Соколов-Скаля и В.И. Гранди. Затем были годы учебы в Москве, и сложилось так,
что вся его последующая жизнь и деятельность, начиная с 1950-х годов - более
чем полвека уже навсегда оказались связаны с Москвой и ближним Подмосковьем.
Важно
отметить, что первый свой опыт, как портретист, художественно одаренный от
природы художник, получил очень рано, когда в годы войны силой обстоятельств
оказался в Узбекистане, где ради пропитания ему пришлось выполнить большое
число портретов и больше всего женских! на заказ. По его рассказам, в Ташкенте,
несмотря на свой юный возраст, он был весьма популярным художником. К
сожалению, мы не можем видеть работы этого раннего творческого периода, в
лучшем случае они сохранились лишь у его заказчиков. По характеру оформления
можно с уверенностью утверждать, что затем многие его живописные и графические
портреты в разные годы экспонировалась на выставках, но где и когда - об этом в
архиве художника сведений, увы, не сохранилось.
В небольшом
ознакомительном тексте ограничимся указанием лишь на самые, важные с нашей
точки зрения, художественные, стилистические и мировоззренческие опорные
моменты, объединяющие экспозицию.
Основой
работы Льва Бурлуцкого в портрете почти всегда являются или непосредственное
позирование модели художнику, или же более опосредованные отношения автора и
его модели, включение портретируемого в тот или иной природный или социальный
контекст, всегда очень точно характеризующий эпоху, но при этом, нетрудно
заметить, что в основе всегда остается конкретный натурный образ человека.
Во многих представленных работах перед нами
персонажи, словно выхваченные из повседневной - иногда праздничной, иногда
обыденной жизни человека. Достаточно обратить внимание на такие листы, как
ПРИНЯЛИ В ОКТЯБРЯТА!; УМЕР И.В. СТАЛИН. ДЕВОЧКА У ПРИЕМНИКА; БАБУЛЯ С УЗЕЛКОМ; ДЕВУШКА ИЗ
ПРОДУКТОВОГО В Б.КОЗЛОВСКОМ ПЕР.; ДЕВОЧКА С
ПОРТФЕЛЕМ. Обращает внимание большое
тематическое и композиционное разнообразие, которое использует художник для
создания ярких, запоминающихся моментов, словно маленьких эпизодов жизни своих
современников.
В то же время в портретном творчестве художника
отчетливо выделяется и другие грани. Обозначим наиболее значимые по нашему
мнению. Первое, что просто нельзя не заметить, - это пронзительный лиризм и
трогательная нежность, которые просто переполняют многие женские и детские
портреты. Достаточно посмотреть на представленные в экспозиции работы ВАЛЯ. ДЕВОЧКА-КОРЕЯНКА С Б.
КОЗЛОВСКОГО ПЕР.; ИРА. ГОДЫ МОЛОДЫЕ; УЛЫБКА; НИНОЧКА; ГРУСТНО...; МАТЕРИНСТВО;
ЗОЯ. Такое постижение натуры стало
возможным, на наш взгляд, лишь благодаря искренней любви и по-детски чистому
восприятию человека. Важно здесь и совершенно бескорыстное отношение к модели -
художник практически не делал заказных портретов.
На выставке выделяется также целая галерея
женских и детских портретов, где можно увидеть поистине ренессансные принципы в
подходе к созданию портрета. Речь идет, прежде всего, о подчеркнуто выраженной
значимости образа, когда уважение и внимание автора к своей модели сплавлено с
чувством собственного достоинства портретируемого, ощущением значимости своего
позирования как выполнения не частного дела, а некоей общественной миссии
человека. Подобный подход можно видеть в работах СЕРЕЖА. ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА В ПИДЖАЧКЕ; РИММА;
ВАЛЯ. ПРОДАВЕЦ ИЗ ЦУМА; ЗА ВЯЗАНИЕМ. ПОРТРЕТ ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЫ В ОЧКАХ;
ЗАДУМЧИВОЕ НАСТРОЕНИЕ. ПЛЕНЭРНЫЙ ЭТЮД МАЛЬЧИКА.
Отмеченное выше наблюдение выводит нас на
отвлеченный от проблем сугубо художественных, но весьма важный в общекультурном
плане разговор. При отборе работ на выставку мы старались равновесно
представить разные периоды творчества художника в области портрета, однако это
оказалось трудновыполнимой задачей. Если посмотреть на датировку экспонатов,
то, очевидно, что она локализуется в основном в границах 1950-х - 1970-х, и
лишь в редких случаях датированы 1980-ми годами прошлого века, а ведь художник
продолжал активную творческую жизнь вплоть до своей кончины в 2005 году! В чем
же причина того, что последние два десятилетия Лев Бурлуцкий не обращался к
портрету и в основном сосредоточился на пейзаже? Означает ли это падение
интереса мастера к этому, столь любимому им прежде, жанру творчества? Конечно
же, нет, причины мы видим совсем в ином. Нетрудно заметить, что 80-е годы XX столетия, когда портрет практически исчезает из
творческого наследия Бурлуцкого, как раз явились годами так называемой перестройки,
которая завершилась в начале 1990-х годов крахом Советского Союза. Исчезло с
лица земли государство, в котором он прожил большую часть своей жизни и
сформировался как художник, в котором жили, трудились, страдали и любили его
модели. Среди них как видим много детишек школьного возраста, которые в прошлом
позировали художнику с радостью, а в последние годы по его словам стало трудно
уговорить ребят посидеть хоть недолго, да и взрослые почти всегда отказывались,
ссылаясь на нехватку времени и отсутствие желания позировать, несмотря на
обещание художника подарить будущий портрет.
Представляется,
что причины кризиса в портретном творчестве художника кроются в глубоком
социальном кризисе, который пережила страна в период распада прежней страны,
мучительного рождения новой российской государственности и который не исчерпан
до сир пор. Портретная летопись художника красноречиво свидетельствует, как с
середины 1980-х годов все более активно шла деградация гражданственности в
нашем обществе. Это выразилось в заметном снижении и даже утрате самооценки
людей, собственной социальной значимости и ответственности, потере интереса к
себе, к жизни своей души, чем видимо и объясняется, их все более частый отказ
позировать художнику. Все более дефицитными становятся гражданское сознание
людей, осознание человеком своей общественной роли гражданина великой страны со
славным прошлым и позитивной перспективой на будущее. В этом смысле
представляется неслучайным, что блистательный расцвет русского портретного
искусства в XIX веке
совпал по времени именно с началом осознанного развития гражданского общества в
России.
Как видим, портрет в творчестве лишь одного
художника может стать поводом для целого социокультурного исследования,
способного дать достаточно точный диагноз состояния и духовно-нравственных
проблем нашего общества в прошлом и в настоящем.
Возвращаясь к нашей выставке, выражаем
надежду, что зритель оценит искусную непосредственность, с которой мастер донес
до нас полные обаяния и достоинства женские и детские образы, погруженные в
атмосферу своего времени. На наших глазах из реального измерения они постепенно
переходят в измерение историческое, не утратив для нас благодаря мастерству
замечательного художника своей живой одухотворенности.
Людмила
Самарина
|