Выставка «Портрет в творчестве Льва Бурлуцкого»
Нынешняя выставка женского и детского графического портрета Л. Бурлуцкого открывает цикл тематических экспозиций, призванных познакомить специалистов и широкого зрителя с пока еще неизвестными пластами творчества художника, и не в обзорном, а более подробном исследовательском аспекте.

Осенью прошлого года в выставочном зале «На Каширке» с успехом прошла первая персональная монографическая выставка художника , посвященная его светлой памяти (1932-2005). Тогда основной задачей было дать целостное представление о творчестве мастера - в двух больших залах были показаны живопись, живописный портрет в том числе, и графика во всем их техническом и жанровом разнообразии.

Тема настоящей, первой тематической выставки выбрана не случайно - за окном весна, а женские и детские образы так гармоничны с порой роста и цветения, началом нового цикла возрождения жизни. И что еще более важно, в портретном творчестве мастера женский и детский портрет явно доминирует, и это также представляется не случайным. Сколь не были бы хороши мужские образы, выполненные с большим мастерством, вниманием и любовью к человеку, но очевидно, что нежной душе художника более созвучны именно женские и детские образы. Здесь он демонстрирует исключительную способность не просто в высшей степени достоверно передать портретные черты каждого, но главное, проникнуть в сокровенный мир своих моделей и открыть его нам - с их душевным строем и непосредственным настроением, перемены которого столь мимолетны как в жизни.  ulybka.jpg

Экспозиция свидетельствует, что эти способности художника проявились особенно ярко именно в графике, которой более чем живописи, доступно запечатление мгновенных, переменчивых состояний человека, а ее доверительная исповедальность оказалась ближе всего натуре художника, чья творческая жизнь проходила по своим тропинкам, весьма в стороне от магистральных дорог современного ему искусства.

Мы стремились, чтобы галерея женских и детских образов, представленных в небольшом зале, была как можно более разнообразна и по технике исполнения (карандаш, соус, тушь, сепия, пастель) и по степени завершенности, и по внутреннему состоянию, по ситуации, в которых художник запечатлел свою модель. Перед зрителем проходят образы бытовые, лирические, разные из такого недалекого, но навсегда ушедшего прошлого страны наших родителей, дедушек и бабушек, страны, которой уже нет...

При первом же взгляде на работы становится ясно, что их автор - яркий представитель реалистической школы в отечественном искусстве, приверженность которой он проявил задолго до получения профессионального образования - в 1940-е - 1960-е годы. В этом же направлении Лев Бурлуцкий развивался и в годы учебы - в 1973 г. он окончил Московское высшее художественно-промышленное училище, бывшее Строгановское (ныне Московский Гос. художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова) и в последующие периоды творчества. Творческая биография художника отразила во многом биографию жизненную - в целом сложную, порой затейливую, порой драматичную, но всегда освещенную светом искусства, которому одинокий в личной жизни художник был предан действительно беззаветно. Рожденный в Пензе, детские и юношеские годы он прожил с семьей в Азербайджане, в начале 1950-х годов служил в Черноморском флоте, откуда был командирован для участия в восстановлении панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя». Здесь ему посчастливилось пройти первоклассную живописную школу классиков русского и советского искусства П.П. Соколов-Скаля и В.И. Гранди. Затем были годы учебы в Москве, и сложилось так, что вся его последующая жизнь и деятельность, начиная с 1950-х годов - более чем полвека уже навсегда оказались связаны с Москвой и ближним Подмосковьем.

progulka.jpg

Важно отметить, что первый свой опыт, как портретист, художественно одаренный от природы художник, получил очень рано, когда в годы войны силой обстоятельств оказался в Узбекистане, где ради пропитания ему пришлось выполнить большое число портретов и больше всего женских! на заказ. По его рассказам, в Ташкенте, несмотря на свой юный возраст, он был весьма популярным художником. К сожалению, мы не можем видеть работы этого раннего творческого периода, в лучшем случае они сохранились лишь у его заказчиков. По характеру оформления можно с уверенностью утверждать, что затем многие его живописные и графические портреты в разные годы экспонировалась на выставках, но где и когда - об этом в архиве художника сведений, увы, не сохранилось.

В небольшом ознакомительном тексте ограничимся указанием лишь на самые, важные с нашей точки зрения, художественные, стилистические и мировоззренческие опорные моменты, объединяющие экспозицию.

Основой работы Льва Бурлуцкого в портрете почти всегда являются или непосредственное позирование модели художнику, или же более опосредованные отношения автора и его модели, включение портретируемого в тот или иной природный или социальный контекст, всегда очень точно характеризующий эпоху, но при этом, нетрудно заметить, что в основе всегда остается конкретный натурный образ человека.

Во многих представленных работах перед нами персонажи, словно выхваченные из повседневной - иногда праздничной, иногда обыденной жизни человека. Достаточно обратить внимание на такие листы, как ПРИНЯЛИ В ОКТЯБРЯТА!; УМЕР И.В. СТАЛИН. ДЕВОЧКА У ПРИЕМНИКА; БАБУЛЯ С УЗЕЛКОМ; ДЕВУШКА ИЗ ПРОДУКТОВОГО В Б.КОЗЛОВСКОМ ПЕР.; ДЕВОЧКА С ПОРТФЕЛЕМ. Обращает внимание большое тематическое и композиционное разнообразие, которое использует художник для создания ярких, запоминающихся моментов, словно маленьких эпизодов жизни своих современников.

oktybrenka.jpg

В то же время в портретном творчестве художника отчетливо выделяется и другие грани. Обозначим наиболее значимые по нашему мнению. Первое, что просто нельзя не заметить, - это пронзительный лиризм и трогательная нежность, которые просто переполняют многие женские и детские портреты. Достаточно посмотреть на представленные в экспозиции работы ВАЛЯ. ДЕВОЧКА-КОРЕЯНКА С Б. КОЗЛОВСКОГО ПЕР.; ИРА. ГОДЫ МОЛОДЫЕ; УЛЫБКА; НИНОЧКА; ГРУСТНО...; МАТЕРИНСТВО; ЗОЯ. Такое постижение натуры стало возможным, на наш взгляд, лишь благодаря искренней любви и по-детски чистому восприятию человека. Важно здесь и совершенно бескорыстное отношение к модели - художник практически не делал заказных портретов.

На выставке выделяется также целая галерея женских и детских портретов, где можно увидеть поистине ренессансные принципы в подходе к созданию портрета. Речь идет, прежде всего, о подчеркнуто выраженной значимости образа, когда уважение и внимание автора к своей модели сплавлено с чувством собственного достоинства портретируемого, ощущением значимости своего позирования как выполнения не частного дела, а некоей общественной миссии человека. Подобный подход можно видеть в работах СЕРЕЖА. ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА В ПИДЖАЧКЕ; РИММА; ВАЛЯ. ПРОДАВЕЦ ИЗ ЦУМА; ЗА ВЯЗАНИЕМ. ПОРТРЕТ ПОЖИЛОЙ ЖЕНЩИНЫ В ОЧКАХ; ЗАДУМЧИВОЕ НАСТРОЕНИЕ. ПЛЕНЭРНЫЙ ЭТЮД МАЛЬЧИКА.

platochek_krasn.jpg

Отмеченное выше наблюдение выводит нас на отвлеченный от проблем сугубо художественных, но весьма важный в общекультурном плане разговор. При отборе работ на выставку мы старались равновесно представить разные периоды творчества художника в области портрета, однако это оказалось трудновыполнимой задачей. Если посмотреть на датировку экспонатов, то, очевидно, что она локализуется в основном в границах 1950-х - 1970-х, и лишь в редких случаях датированы 1980-ми годами прошлого века, а ведь художник продолжал активную творческую жизнь вплоть до своей кончины в 2005 году! В чем же причина того, что последние два десятилетия Лев Бурлуцкий не обращался к портрету и в основном сосредоточился на пейзаже? Означает ли это падение интереса мастера к этому, столь любимому им прежде, жанру творчества? Конечно же, нет, причины мы видим совсем в ином. Нетрудно заметить, что 80-е годы XX столетия, когда портрет практически исчезает из творческого наследия Бурлуцкого, как раз явились годами так называемой перестройки, которая завершилась в начале 1990-х годов крахом Советского Союза. Исчезло с лица земли государство, в котором он прожил большую часть своей жизни и сформировался как художник, в котором жили, трудились, страдали и любили его модели. Среди них как видим много детишек школьного возраста, которые в прошлом позировали художнику с радостью, а в последние годы по его словам стало трудно уговорить ребят посидеть хоть недолго, да и взрослые почти всегда отказывались, ссылаясь на нехватку времени и отсутствие желания позировать, несмотря на обещание художника подарить будущий портрет.

valja_cum.jpg

Представляется, что причины кризиса в портретном творчестве художника кроются в глубоком социальном кризисе, который пережила страна в период распада прежней страны, мучительного рождения новой российской государственности и который не исчерпан до сир пор. Портретная летопись художника красноречиво свидетельствует, как с середины 1980-х годов все более активно шла деградация гражданственности в нашем обществе. Это выразилось в заметном снижении и даже утрате самооценки людей, собственной социальной значимости и ответственности, потере интереса к себе, к жизни своей души, чем видимо и объясняется, их все более частый отказ позировать художнику. Все более дефицитными становятся гражданское сознание людей, осознание человеком своей общественной роли гражданина великой страны со славным прошлым и позитивной перспективой на будущее. В этом смысле представляется неслучайным, что блистательный расцвет русского портретного искусства в XIX веке совпал по времени именно с началом осознанного развития гражданского общества в России.

 kosynka.jpg

 

 

Как видим, портрет в творчестве лишь одного художника может стать поводом для целого социокультурного исследования, способного дать достаточно точный диагноз состояния и духовно-нравственных проблем нашего общества в прошлом и в настоящем.

 

 

 

 

 

  Возвращаясь к нашей выставке, выражаем надежду, что зритель оценит искусную непосредственность, с которой мастер донес до нас полные обаяния и достоинства женские и детские образы, погруженные в атмосферу своего времени. На наших глазах из реального измерения они постепенно переходят в измерение историческое, не утратив для нас благодаря мастерству замечательного художника своей живой одухотворенности.

 

Людмила Самарина



Источник: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=1567&Itemid=39
Категория: Общество | Добавил: Admin (25.03.2009) | Автор: Admin E W
Просмотров: 895 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]