Хуже всего, когда детей учат деды; лучше всего - когда старшие братья. - Этот афоризм одного из крупнейших отечественных просветителей второй половины ХХ в. Сергея Петровича Капицы вряд ли можно оспорить в общем виде. Однако в современной российской образовательно-политической ситуации он, как минимум, может быть подвергнут сомнению. Именно это случилось во второй день пленарного заседания Пятой международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования: придут ли новые учителя в школу» в учебном центре «Московский» 16 февраля 2008 г. Конференция была организована Центром изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Национального фонда подготовки кадров, Программы поддержки высшего образования Института «Открытое общество». В свою очередь остро полемический доклад автора этих строк имел вполне невинное академическое название «Статус педагога: социально-правовые и политико-идеологические аспекты». Позволю себе предложить читателю отредактированный текст этого доклада с короткими комментариями. «Уважаемые коллеги! Предполагаю, что реакция в этом зале на моё выступление будет примерно такой же (не сочтите это признаком мании величия), как реакция зарубежного политического сообщества на известную Мюнхенскую речь Президента В. Путина. Судя по публикациям, многие иностранные политологи реагировали на неё примерно следующим образом: мы всё это знаем, но зачем же так прямо и на весь мир? В дипломатии так не принято... Вот и я, нарушая правила респектабельности и новой "политкорректности", намерен публично назвать своими именами некоторые кадровые проблемы отечественного образования, разрешение которых должна была бы обеспечить образовательная и не только образовательная политика. Начну с парадоксального утверждения. С правовой и образовательно -политической точек зрения ответ на вопрос о том, придёт ли новый учитель в школу, достаточно очевиден: придёт, однако среднестатистически будет хуже старого, а дети и школа от этого проиграют. Таков наиболее вероятный сценарий развития ситуации, по крайней мере, на среднесрочную перспективу. Позволю себе проаргументировать это утверждение. Приведу результаты опроса, проведённого Левада-центром. Ответы на вопрос социологов "Сейчас в школе детей учат лучше, чем в то время, когда Вы сами учились в школе?"распределились следующим образом: Сейчас учат лучше: 2000 г. - 23%, 2006 г. - 18%. Сейчас учат хуже: 2000 г. - 33%, 2006 г. - 43%. Одновременно на вопрос "Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России? " 48% ответили "определённо нет " или "скорее нет "1 Разумеется, можно списать эти результаты на то, что люди всегда идеализируют собственную юность. Однако, думаю, в данном случае глас народа - это "глас Божий", и общую ситуацию с подготовкой учителей он вполне отражает. На мой взгляд, на макроуровне качество работы учителя определяется четырьмя основными группами факторов: 1) социальный статус педагога; 2) уровень политической свободы в обществе и, как следствие, - академической свободы в образовании; 3) культурно-идеологическая ситуация в стране; www.levada.ru/education.html 4) идеология образовательной политики как ключевого (одного из ключевых) направления внутренней политики государства. Источник: http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=838&Itemid=39 | |
| |
Просмотров: 699 | |
Всего комментариев: 0 | |