Как овладеть первыми навыками письма
Эта страничка расскажет вам, уважаемые родители, как помочь своему малышу овладеть первыми навыками письма, чтения, на что необходимо обратить внимание, проверяя письменные работы своих детей, ответит на актуальные для вас вопросы. Какие причины приводят к нарушению чтения и письма? 1. Нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из главных причин дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). 2. Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость. 3. Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной, потому что многие вынуждены покидать свой дом, переезжать на новое место, учить второй язык. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком. 4. Причиной нарушения чтения и письма может быть расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие. 5. Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (про таких говорят, что у них «каша во рту»). Однако все дети делают ошибки. Это естественно и нормально. Ведь процесс письма очень сложен. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать совсем не так просто, как кажется. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи: фонематического восприятия, лексики и грамматики, звукопроизношения, а также таких психических процессов, как внимание и память. Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер. Какие ошибки должны насторожить внимательных родителей? Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки. 1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у. 2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лука (рука), ямпа (лампа) и т.д. 3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные, мягкие и твёрдые согласные, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква). 4. Пропуски букв, слогов, недописание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Ошибки, связанные с нарушением письма носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Однако, если какие-либо из вышеперечисленных ошибок встречаются в работах ребенка регулярно, необходимо проконсультироваться с логопедом. Консультации будут проходить по пятницам с 18.00 до 19.00 (с 13 октября 2008 года). Для вопросов, пожеланий и предложений о том, какие темы следует затронуть на нашей «Логопедической страничке», будет функционировать почтовый ящик логопеда. Только в тесном контакте мы сможем преодолеть все школьные трудности, имеющиеся у наших детей. Родители, чьи дети начали заниматься у логопеда, должны поддерживать с ним постоянный контакт, оказывать ему содействие в работе. Счастья и успехов вам и вашим детям! Советы 1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов. 2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок. 3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте. 4. Выполняйте дома упражнение "корректурная проба”. Это принесет пользу любому ученику. Корректурная проба Ежедневно в течение не более пяти минут (не дольше) ребенок в любом тексте, кроме газетного, зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, потом перейти к согласным. Варианты будут самые разные. Например, букву "а” зачеркнуть, а букву "о” обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении или различении которых у ребенка имеются проблемы. Например, ч-щ, с-ш, з-ж. Через 2-2,5 месяца таких упражнений при соблюдении условий ежедневности и продолжительности не свыше пяти минут улучшается качество письма. Я не буду подробно останавливаться на методике преодоления нарушения чтения и письма - это дело специалистов. Вполне достаточно обратиться за консультацией к учителю, а он вас направит для коррекционной работы к логопеду. Напоследок еще раз хочу призвать родителей к сотрудничеству. Только в тесном контакте мы сможем преодолеть все школьные трудности | |
| |
Просмотров: 600 | |
Всего комментариев: 0 | |